новый министр образования о новых стандартах старшей школы

В июне новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов дал интервью радиостанции «Эхо Москвы». Приводим выдержки из его выступления, посвященные новому стандарту старшей школы.
Стандарты подписаны министром, приказ об их введении зарегистрирован Минюстом. Я лично и министерство несем за это полностью стопроцентную ответственность.
В чем главное отличие этих стандартов от того, как мы живём и учим детей сегодня?
Эти стандарты закладывают гораздо большую возможность индивидуализации обучения. Возможностью можно пользоваться, а можно не пользоваться. Поэтому в стандартах предусмотрена и возможность профильного обучения в старшей школе, и возможность так называемого универсального профиля, который более-менее соответствует тому, что есть сегодня.
Ученики, родители, администрация школы, муниципалитеты могут принимать решения, как учить в каждой конкретной школе и в каждом конкретном классе. Плохо это или нет? Я считаю, что это хорошо, поскольку XXI век — это век индивидуализации, и чем дальше, тем больше — в этом моя гипотеза — мы должны будем индивидуализировать и обучение, и различные услуги, которые человеку оказываются, и всё, что окружает человека. В этом смысле, мне кажется, мы сделали путём введения этих стандартов большой шаг вперёд. Я знаю, что есть много разных мнений, в том числе полярных, разных вопросов, недовольства, претензий, точек зрения. Могу сказать следующее. Стандарты вводятся с 2020 года, а до этого времени отдельные школы или даже отдельные регионы могут их вводить, но не обязаны. Мы будем поддерживать эти эксперименты с единственной целью: апробировать стандарты и посмотреть, как реально они работают.
Мне кажется, у нас впереди много времени — восемь лет. За это время мы точно дадим возможность ещё раз обсудить всё, что связано с этими стандартами. У нас, я в этом уверен, накопится определенный эмпирический материал для анализа, поскольку точно будут школы, которые перейдут на новый стандарт раньше. И наконец, мы всегда можем вносить изменения, поскольку стандарты утверждены приказом министерства и могут быть изменены приказом министерства.
Я хочу особо отметить, что в целом количество бесплатных часов для учеников и их семей, то есть тех часов, которые полностью финансируются из бюджета, увеличивается по сравнению с тем, что есть сегодня. Будет 37, а сейчас 36. Речь о платном образовании в пределах стандарта, который шире, чем то что есть сегодня, не идёт. Конечно, сверх этого школы могут предлагать родителям что-то ещё, какие-то дополнительные уроки, занятия, за которые нужно будет платить. Но в целом объём бесплатных часов не только не уменьшается, а увеличивается.
Теперь по поводу конкретных образовательных направлений. Понятно, если мы делаем профильную школу, то мы увеличиваем удельный вес определенного профиля: либо математического, либо физического, либо гуманитарного. Сделать мы это можем, естественно, только за счёт уменьшения каких-то других компонентов. Но ещё раз обращаю внимание, что у родителей и школ всегда останется возможность выбрать универсальный профиль.
Вспоминая свои школьные годы, могу сказать, что я считаю объём химии — об этом сейчас очень много говорят — который был у меня, избыточным. Хотя я, как известно, после этого профессионально много лет занимался наукой. Но я считаю, что ни мне, ни тем более тем людям, которые профессионально не будут заниматься наукой, а пойдут в какие-то другие сферы деятельности, это не необходимо. В этом нет ничего плохого, может быть, это даже полезно для разминки мозгов, но это не необходимо. И мне кажется, появление возможности выбора — это принципиальное изменение, причем изменение к лучшему. Что плохого, если человек может выбрать?
Мы знаем, во-первых, что уже сейчас есть очень много школ, в которых есть профильные классы: математические, биологические, связанные с информационными технологиями, где это уже сделано. Увеличить объём часов по физике или по математике можно, только уменьшив в другом месте. Мы это прекрасно понимаем. Наши социологические исследования показывают, что старшеклассникам это нравится, они хотят учиться в профильных классах. Может быть, не все, но большая часть уже к этому готова. Я думаю, к 2020 году будет ещё больше людей, которые захотят индивидуализировать свою образовательную программу в школе.
Стандарт вводит третий обязательный экзамен — по иностранному языку. Как отцу мне кажется, что это правильно. Я считаю, сейчас есть большой запрос на более глубокое изучение иностранных языков, запрос со стороны родителей по отношению к школам. Мы знаем, что уровень английского языка сегодня в целом по России — я сейчас не говорю про лучшие школы в Питере и Москве — невысокий. Мне кажется, что мы живем в то время, когда человек без знания иностранного языка хорошо образованным считаться не может. Он должен знать иностранный язык. И если мы сможем в школе обеспечить хорошую, качественную подготовку, тогда этот экзамен будет иметь смысл. Безусловно, нам придется к 2020 году переосмыслить всю программу по английскому языку.
Стандарты — это не то, что задано на 10 или 20 лет вперед. Они могут видоизменяться, если будет соответствующий общественный запрос. Что касается патриотизма, то мне кажется, он формируется у ребенка не только и даже не столько за счет каких-то специальных предметов, где кто-то у доски рассказывает, что такое патриотизм и что такое отсутствие патриотизма. Мне кажется, это более глубокая проблема, это нравственная проблема. Если наши дети будут попадать в хорошо оборудованные школы, если они там будут видеть действительно квалифицированных учителей, которые любят детей, которые гордятся своей работой, которые мотивированы на улучшение, это в гораздо большей степени будет воспитывать подрастающее поколение, чем введение каких-то специальных уроков или предметов.